18 апреля 2018, среда

В современный период одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности и Российской Федерации, и Республики Беларусь является обеспечение транспортной безопасности.

В Республике Беларусь категория «транспортная безопасность» в актах законодательства не используется и отношения в данной сфере урегулированы частично.

Так, в Законе Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» применяется категория «безопасность транспортной деятельности», которая раскрывается как состояние транспортной деятельности, при котором обеспечена минимальная вероятность возникновения опасности для жизни, здоровья и имущества граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имущества юридических лиц Республики Беларусь, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных государств, а также для окружающей среды (ст.1). Данный вид безопасности не относится к транспортной безопасности.

Между тем в Воздушном кодексе Республики Беларусь регулируются вопросы авиационной безопасности, под которой понимается состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность (ст.1). Здесь следует согласиться с российским законодателем, который в Федеральном законе «О транспортной безопасности» установил, что обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (п.3 ст.4).

В связи с изложенным целесообразно определить содержание транспортной безопасности.

В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности, заключенным в г. Минске 30 мая 2014 г., транспортная безопасность рассматривается как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (ст.1). При это под актом незаконного вмешательства в этом же Соглашении понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (ст.1).

В Российской Федерации как определение транспортной безопасности, так и акта незаконного вмешательства в аналогичных формулировках используются в Федеральном законе «О транспортной безопасности».

В соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) в контексте экономического взаимодействия стран ЕАЭС в транспортной сфере транспортная безопасность наравне с безопасностью эксплуатации транспорта выделяется в качестве составной части безопасности на транспорте (п.3 ст.87).

Таким образом можно обоснованно констатировать, что выделяется такая сфера как безопасность на транспорте, которую составляют:

1) область безопасности эксплуатации транспорта (в Беларуси – безопасность транспортной деятельности);

2) область транспортной безопасности, как состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Изложенное обуславливает необходимость осуществления гармонизации законодательства Беларуси и России в области обеспечения транспортной безопасности. В этой связи целесообразным является рассмотрение вопроса об организационно-правовом обеспечении транспортной безопасности в республике, в первую очередь о системном урегулировании соответствующей области общественных отношений.

Для выработки направлений, объема и форм правового регулирования отношений и формирования организационно-правового механизма в области обеспечения транспортной безопасности в Республике Беларусь целесообразно рассмотреть опыт Российской Федерации в данной сфере. Необходимо констатировать, что в России фактически создан и действует специальный административно-правовой режим (далее – САПР) обеспечения транспортной безопасности.

Данный САПР включает следующие элементы.

1. Система правовых норм, регулирующих отношения в области обеспечения транспортной безопасности.

Такая система состоит из совокупности следующих правовых норм.

Нормы Федерального закона «О транспортной безопасности», которые определяют объекты обеспечения транспортной безопасности, ее субъектов и содержание их режимной деятельности, включающее:

1) определение структуры транспортной инфраструктуры, безопасность которой обеспечивается;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработку и реализацию требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработку и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Нормы постановлений Правительства РФ и приказов Минтранса РФ, в том числе совместно с ФСБ РФ и МВД РФ, основными из которых можно выделить:

1) приказ Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 05.03.2010, утверждающий Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

2) приказ Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87, утверждающий Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

3) приказ Минтранса РФ от 21.02.2011 № 62, утверждающий Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности;

4) постановления Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208, 23.01.2016 № 29, 16.07.2016 № 678, 14.09.2016 № 924, 26.10.2016 № 969, 05.04.2017 № 410, утверждающие целый ряд требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного, морского, речного и иного транспорта, а также метрополитена;

5) постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 940, устанавливающее уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядок их объявления (установления);

6) приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34, утверждающий Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

7) приказ Минтранса РФ от 31.07.2014 № 212, утверждающий Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности;

8) постановление Правительства РФ от 26.02.2015 № 172, утверждающее Порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

9) постановление Правительства РФ от 04.10.2014 № 880, утверждающее Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности;

10) приказ Минтранса РФ от 19.07.2012 № 243, утверждающий Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных;

11) постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 969, утверждающее Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Необходимо отметить, что нормы указанных актов законодательства конкретизируют содержание практически всех указанных выше компонентов режимной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности.

Кроме того, за невыполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности установлены соответствующие виды ответственность. Например, административная ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил (ст.11.15.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ), и уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности (ст.263.1 Уголовного кодекса РФ).

2. Объекты, на которые направлена режимная деятельность, осуществляемая в рамках САПР обеспечения транспортной безопасности.

Режимная деятельность, осуществляемая в рамках рассматриваемого административно-правового режима направлена на следующие объекты:

1) в зависимости от видов транспорта – объекты, персонал и транспортные средства автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, речного и городского наземного электрического транспорта;

2) в зависимости от элементов транспортной инфраструктуры:

соответствующие инфраструктурные объекты – вокзалы, мосты, порты, аэродромы, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей и т.д.;

юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

транспортные средства – средства автомобильного транспорта, воздушные, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав и т.д.

3. Субъекты режимной деятельности, осуществляемой в рамках САПР обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст.4 Федерального закона «О транспортной безопасности» к таким субъектам относятся:

1) федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции – органы федеральной службы безопасности, полиция, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

2) субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

3) перевозчики – юридические лица или индивидуальные предприниматели, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

4) персонал (экипаж) транспортных средств, на который субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик вправе возложить обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем ему исполнению служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

Указанные субъекты обладают необходимым правовым статусом в области обеспечения транспортной безопасности.


4. Режимная деятельность уполномоченных субъектов по установлению, поддержанию и прекращению действия САПР обеспечения транспортной безопасности.

Целью осуществления режимной деятельности субъектов рассматриваемого САПР обеспечения безопасности КВО является охрана и защита соответствующих категорий объектов.

Содержание режимной деятельности субъектов САПР обеспечения транспортной безопасности включает в себя 10 компонентов, которые рассматривалось ранее.

Здесь целесообразно обратить внимание на формирование и ведение в рамках данного САПР автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее – АЦБПДППТС).

В соответствии с требованиями законодательства данные АЦБПДППТС формируются при осуществлении следующих видов перевозок:

1) внутренние и международные воздушные перевозки;

2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;

3) перевозки морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью;

4) перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Передаваемые в АЦБПДППТС включают следующие сведения:

1) фамилию, имя, отчество;

2) дату рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

5) дату поездки;

6) пол;

7) гражданство.

Использование информации, содержащейся в АЦБПДППТС, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции в области транспортной безопасности, МВД России и ФСБ России.

При рассмотрении вопроса об установления подобного САПР в Республике Беларусь в рамках гармонизации законодательства в области обеспечения транспортной безопасности целесообразно учитывать ряд проблемных аспектов, основными из которых можно выделить следующие.

1. Отсутствие в Республике Беларусь масштабных террористических угроз объектам транспортной инфраструктуры, которые характерны для Российской Федерации.

В частности, Директор ФСБ России Бортников А.В. на VII Московской конференции по международной безопасности 01.04.2018 сообщил, что в 2017 г. в Российской Федерации совершено 4 акта терроризма и 25 таких актов предотвращено. Наиболее резонансным стал акт терроризма, который был совершен 3 апреля 2017 г. в г. Санкт-Петербург в метро на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт-2». В результате погибли 15 человек, 66 человек пострадали. На заседании Национального антитеррористического комитета, которое проходило 10.04.2018, он же сообщил, что первом квартале 2018 г. совершено 3 преступления террористической направленности, на стадии подготовки предотвращено 6 терактов.

В Республике Беларусь с 2001 г. по 2017 г. совершено 14 преступных деяний, которые могут рассматриваться как деяния террористическую направленность. При этом только отдельные из них квалифицировались как акты терроризма. Наиболее тяжелым из них являлся акт терроризма, совершенный 11 апреля 2011 г. в Минском метрополитене. В результате погибло 15 человек, 203 человека пострадали.

При этом какие-либо масштабные или системные террористические угрозы для объектов белорусской транспортной инфраструктуры не прогнозируются.

2. Различное количество и разный уровень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Беларуси и России, требующих обеспечения безопасности.

Российская Федерация имеет масштабную и разветвленную систему объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требующих принятия мер обеспечения транспортной безопасности. По данным Минтранса РФ на ноябрь 2011 г., количество поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры, ответственных за безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, составляло 597 136 единиц. При этом ОАО «РЖД» передало под охрану более 5,6 тыс. таких объектов.

В Беларуси перечень соответствующих объектов и их масштабы значительно меньше.

3. Создание и поддержание системы обеспечения транспортной безопасности требуют значительных финансовых ресурсов.

В частности, общенациональные целевые затраты на обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации к 2005 г. в годовом исчислении оценивались суммой около 2,3 млрд. руб. (0,013 % ВВП), что составило на тот период примерно 80 млн. долларов США. В целом за 2004 г. хозяйствующие субъекты транспортной деятельности затратили собственных средств около 1,2 млрд. руб. (примерно 41 млн. долларов США) (Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России).

Уже в 2011 г. только ОАО «РЖД» на цели обеспечения транспортной безопасности выделило 12,77 млрд. руб., что составило на тот момент около 425 млн. долларов США.

При этом специалистами отмечается, что затраты на создание и поддержание систем обеспечения транспортной безопасности необходимо соизмерять с возможными рисками. В 2014 г. в целях анализа последствий внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности были проанализированы последствия совершения актов терроризма на различных объектах российской транспортной инфраструктуры в различное время. Результаты были сопоставлены с затратами субъектов транспортной инфраструктуры на обеспечение транспортной безопасности.

В частности, по данным Следственного комитета России в результате взрыва в зале международных прилетов московского аэропорта Домодедово 24 января 2011 г. погибли 37 человек и 159 причинен различной степени тяжести вред здоровью, материальный ущерб составил 40 520 928 руб. (примерно 1,35 млн. долларов США).

Между тем планируемые в 2014 г. затраты различных субъектов транспортной инфраструктуры на обеспечение транспортной безопасности в связи с предусмотренными изменениями в законодательстве превышали размер ущерба в 10, а в некоторых случаях – в 100 раз. Например, в ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» такие затраты составили бы 22 млрд. 720 млн. руб. (примерно 570 млн. долларов США), а в государственном унитарном предприятии города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» – 24 млрд. 357 млн. руб. (примерно 600 млн. долларов США).

На основании проведенного анализа был сделан вывод, что в данном вопросе необходимо соблюдать рациональность применения защитных мер и осуществления затрат, а также сопоставлять их с возможными негативными последствиями.

В связи с изложенным видится нецелесообразным реализация в Республике Беларусь развернутой системы обеспечения транспортной безопасности, аналогичной той, которая создана в Российской Федерации.

Представляется обоснованным обеспечение транспортной безопасности осуществлять в рамках формирующейся в Беларуси системы обеспечения безопасности критически важных объектов. Создание такой системы позволит:

1) выделить наиболее уязвимые, в том числе и в террористическом отношении, объекты транспортной инфраструктуры;

2) выработать необходимые отраслевые требования по обеспечению их безопасности;

3) оптимизировать затраты на создание системы мер обеспечения безопасности соответствующих категорий объектов.

При этом целесообразно обеспечить гармонизацию законодательства Беларуси и России в части использования понятийно-категориального аппарата в области обеспечения транспортной безопасности и общих подходов к формированию и реализации соответствующей системы мер.

Видится актуальным также создание и обеспечение функционирования национальных в Беларуси.

Курс: "Обеспечение безопасности КВО"

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваше имя*:
Ваш комментарий:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):
Введите код с изображения:
* — Поля, обязательные для заполнения